Прокуратура разъясняет. 4 июня 2020. Актуальная и полезная информация

Кто несет ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет.

Гатчинская городская прокуратура разъясняет, что в соответствии со ст. 1074 ГК РФ вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, подлежит возмещению в полном объеме на общих основаниях самим несовершеннолетним.

В случае, если у несовершеннолетнего отсутствует доход или имущество, достаточное для возмещения вреда, обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда, в частности, на родителей (иных законных представителей) несовершеннолетнего. (ч.2 ст. 1074 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Родители, проживающие отдельно от детей, также несут ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними детьми. Однако родитель может быть освобожден от ответственности, если по вине другого родителя он был лишен возможности воспитывать ребенка, либо в силу объективных причин не мог его воспитывать (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина»).

Родители, лишенные родительских прав, также могут быть привлечены к обязанности по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетними детьми, в течение трех лет после лишения их родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления ими родительских обязанностей (ст. 1075 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Обязанность родителей (усыновителей) или попечителя по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, прекращается по достижении лицом, причинившим вред, совершеннолетия или когда лицо, причинившее вред, до достижения совершеннолетия приобрело дееспособность.

По обязательствам ликвидированного муниципального бюджетного учреждения субсидиарная ответственность может быть возложена на собственника имущества этого учреждения.

Гатчинская городская прокуратура разъясняет, что в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 12.05.2020 N 23-П «По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Лысьва-теплоэнерго» по обязательствам ликвидированного муниципального бюджетного учреждения субсидиарная ответственность может быть возложена на собственника имущества этого учреждения.

Конституционный Суд РФ признал пункт 5 статьи 123.22 ГК РФ, не соответствующим Конституции РФ, поскольку в системе действующего правового регулирования он исключает возможность привлечь к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя) ликвидированного муниципального бюджетного учреждения по его обязательствам, вытекающим из публичного договора (включая договор теплоснабжения).

Федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование надлежащие изменения, вытекающие из настоящего Постановления.

Правоприменительные решения, принятые на основании пункта 5 статьи 123.22 ГК РФ, признанного настоящим Постановлением не соответствующим Конституции РФ, подлежат пересмотру исходя из того, что по обязательствам ликвидированного муниципального бюджетного учреждения, вытекающим из публичного договора теплоснабжения, при недостаточности имущества этого учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым указанного пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества этого учреждения.

О некоторых вопросах оплаты административного штрафа

Гатчинская городская прокуратура разъясняет, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ) административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Согласно п. 1 ст. 31.1 КоАП РФ, если постановление по делу об административном правонарушении не было обжаловано или опротестовано оно вступает в законную силу после истечения срока, установленного для его обжалования.

В силу ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае неуплаты административного штрафа наступает административная ответственность по ст.20.25 КоАП РФ, на основании которой административный штраф может быть увеличен в два раза либо нарушителя ждет административный арест на срок до 15 суток или обязательные работы на срок до 50 часов.

Введена административная ответственность за отказ обслуживать инвалидов и пожилых людей

Гатчинская городская прокуратура разъясняет, что Федеральным законом от 18.03.2020 № 56-ФЗ внесены изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ).

Введена административная ответственность за отказ для представителя социально уязвимой категории населения в доступе к получению им товаров, работ или услуг на равных с другими гражданами условиях.

Статья 14.8 КоАП РФ дополнена частью 5: отказ потребителю в предоставлении товаров (выполнении работ, оказании услуг) либо доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоянием его здоровья, или ограничением жизнедеятельности, или его возрастом, кроме случаев, установленных законом.

За факты подобной дискриминации предусмотрена административная ответственность в виде штрафа: для должностных лиц от 30 тыс. до 50 тыс. рублей; для от 300 тыс. до 500 тыс. рублей.

Кроме этого, указанная статья дополнена примечанием, согласно которому в случае отказа двум и более потребителям одновременно либо в случае соответствующего неоднократного отказа одному или двум и более потребителям одновременно административная ответственность наступает за такой отказ каждому потребителю и за каждый случай отказа в отдельности.

Согласно ст. 23.49 КоАП РФ Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей (Роспотребнадзор) уполномочен рассматривать дела об административных правонарушениях указанной категории.

Указанные изменения вступили в силу с 29.03.2020.

Установлен предельный возраст для замещения должностей руководителей, заместителей руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и научных организаций и руководителей их филиалов.

Гатчинская городская прокуратура разъясняет, что Федеральным законом от 25.05.2020 № 157-ФЗ внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления предельного возраста для замещения должностей руководителей, заместителей руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и научных организаций и руководителей их филиалов.

Названным Федеральным законом Трудовой кодекс Российской Федерации дополнен статьями 332.1, 336.1, регламентирующими особенности заключения и прекращения трудового договора с руководителями, заместителями руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования, а также научных организаций и руководителями их филиалов.

Указанными статьями предусмотрено, что с руководителями государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования, а также научных организаций заключаются трудовые договоры на срок до пяти лет. Одно и то же лицо не может замещать должность руководителя одной и той же организации более трех сроков, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Предельный возраст замещения указанных должностей повышается с 65 до 70 лет независимо от срока действия трудовых договоров.

Об административной ответственности за самовольное занятие земельного участка.

Гатчинская городская прокуратура разъясняет, что в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации самовольное занятие земельного участка – это противоправное, нелегальное завладение территорией чужого надела или его части без согласия правообладателя. Завладение чужой землей без законных оснований не только повлечет комплекс мер по защите нарушенного права, но и приведет к наложению административного штрафа.

Согласно законодательству Российской Федерации земельный участок предоставляется гражданину или организации в пользование в следующих вариантах: получение в собственность; взятие в аренду; сервитут; наследуемое владение и т.д.

В силу статьи 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе за использование земельного участка лицом, которое не имеет предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, предусмотрен административный штраф в случае если определена кадастровая стоимость земельного участка: на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.

Если кадастровая стоимость земельного участка не определена, то административный штраф накладывается в следующем размере: на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Об изменении порядка сбора подписей избирателей, участников референдума

Гатчинская городская прокуратура разъясняет, что Федеральным законом от 23.05.2020 № 154-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регламентирующие порядок проведения выборов, референдума в Российской Федерации.

Согласно новой редакции ст. 18 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» голосование по избранию высшего должностного лица субъекта Российской Федерации может быть отложено законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если на территории данного субъекта Российской Федерации либо на территориях двух и более муниципальных образований в этом субъекте Российской Федерации введен режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации при наличии угрозы жизни и (или) здоровью граждан Российской Федерации, зарегистрированных по месту жительства на территории данного субъекта Российской Федерации, а также если принято решение об отложении голосования на выборах, референдумах.

Новой редакцией ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вводится понятие «дистанционное электронное голосование» - голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения.

В соответствии с новой редакцией ст. 37 названного Федерального закона законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации сбор подписей избирателей может осуществляться с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». При этом законом субъекта Российской Федерации должно быть установлено количество подписей избирателей, которое может быть собрано с использованием указанной системы и которое не может превышать половину количества подписей избирателей, необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов.

Порядок проставления подписей с использованием ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», представления указанных подписей в избирательную комиссию, а также проверки подписей, представленных для регистрации кандидата, списка кандидатов в избирательную комиссию, сведения, предоставляемые кандидатам, избирательным объединениям о поддержавших их избирателях, и порядок предоставления этих сведений устанавливаются ЦИК России по согласованию с оператором ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Федеральный закон вступил в силу 23.05.2020.

Внесены изменения в законодательство о ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд

Гатчинская городская прокуратура разъясняет, что Федеральным законом от 25.05.2020 № 162-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно новой редакции ст. 17 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества отнесено принятие решения об обращении с заявлением о государственной регистрации прав на объекты недвижимости, расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и являющиеся имуществом общего пользования, и (или) заявлением о государственном кадастровом учете таких объектов недвижимости.

При принятии общим собранием членов товарищества указанного решения одновременно избирается представитель, уполномоченный на подачу соответствующего заявления в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав.

Кроме того, Федеральным законом от 25.05.2020 № 162-ФЗ внесены изменения в ст. 42 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Новой редакцией указанной статьи предусмотрено, что с заявлением о государственной регистрации прав на объекты недвижимости, входящие в силу закона в состав общего имущества (имущества общего пользования) собственников недвижимости или приобретенные ими в качестве общего имущества (имущества общего пользования), и (или) о государственном кадастровом учете таких объектов недвижимости от имени указанных лиц обращается представитель, уполномоченный на подачу соответствующего заявления решением общего собрания членов товарищества собственников недвижимости или решением общего собрания собственников.

ПредпросмотрВложениеРазмер
pp_04.06.2020.docx18.21 КБ