Оплачивать полученные коммунальные услуги обязанность потребителя, а не право

Прокуратурой области значительное внимание уделяется вопросам исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства региона.

Одной из основных проблем в указанной сфере на текущий момент является значительная задолженность населения за оказанные жилищно-коммунальные услуги, составляющая около 5 млрд руб.

В этой связи следует знать, что в силу ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

На основании ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

Более того, исходя из ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, наличие задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг является основанием для приостановления уполномоченными органами исполнительной власти Ленинградской области выплаты субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданину, имеющему право на ее получение.

Действия и решения управляющей компании либо объединения собственников жилья при расчете и начислении платы за жилищно-коммунальные услуги могут быть обжалованы в комитет государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, органы прокуратуры области или в суд. 

Также законодателем предусмотрена такая мера воздействия на неплательщиков предоставленных услуг, как выселение.

Так, в соответствии со ст. 90 Жилищного кодекса Российской Федерации если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи в течение более шести месяцев без уважительных причин не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги, они могут быть выселены в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.